- Сдача в аренду или продажа башенных кранов различных модификаций
- Монтаж и демонтаж, транспортировка и хранение башенных кранов
- Сервисное обслуживание, текущий ремонт башенных кранов
- Услуги по установке и вводу в эксплуатацию башенных кранов
Предлагаемые модели башенных кранов:
- Башенный кран КБ-308
- Башенный кран КБ-403
- Башенный кран КБ-405
- Башенный кран КБ-408
- Башенный кран КБ-503
- Башенный кран КБ-674
- Башенный кран КБ-676
- Другие модели башенных кранов серии КБ
Перевозка строительных кранов осуществляется самоходом, на большегрузных прицепах (трайлерах), на буксире, автотранспортом и по железной дороге. Для перевозки транспортом кран разукрупняют на необходимое количество транспортных единиц или грузят целиком на транспортные средства. Размещение сменного рабочего оборудования при передвижении автомобильных кранов установлено инструкцией по эксплуатации. Перевозка кранов по железной дороге выполняется без их разборки или с частичной разборкой.
Перед монтажом башенного крана на строительной площадке проводят подготовительные работы, которые включают укладку крановых путей, устройство заземления и подвод электрической энергии к месту установки крана, подготовку монтажного оборудования и козел, устройство въезда для крана на крановые пути. Расстояние безопасности между выступающими частями крана и ограждающими конструкциями (балконами) здания на высоте до 2 м от уровня рельсов должно быть не менее 1 м.
Современные башенные краны монтируют такими способами:
- подъема башни, противовеса и стрелы с помощью собственной грузовой или стреловой лебедки с последующим наращиванием башни снизу;
- подъема сложенных вместе башни и стрелы посредством стрелового полиспаста;
- сборки укрупненных элементов посредством монтажного стрелового крана и механизмов монтируемого крана с последующим наращиванием и выдвижением башни;
-
комбинированного метода, включающего в себя отдельные элементы указанных методов.
Кран башенный КБ-308 выпускался взамен кранов С-981 с использованием сборочных единиц крана С-981А. Главное отличие - балочная стрела с грузовой кареткой.Башенные строительные краны предназначены для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовая лебедка имеет двухдвигательный привод, что обеспечивает увеличенную скорость подъема грузов массой до 5 т по сравнению со скоростью подъема грузов массой 8 т.
Для управления двух-двигательной лебедкой и другими механизмами использован комплект электрооборудования КБК-5.
Кран предназначен для работы в I—III ветровых районах при температуре окружающего воздуха +40oС.
Допускается эксплуатация крана в IV и V ветровых районах при соблюдении дополнительных требований, указанных в инструкции по эксплуатации машины.
Башенный кран КБ-308А. Грузоподъемность крана в зависимости от вылета 3,2 - 8 т; максимальная высота подъема груза - 42 м; масса крана - 84 т. Высота башни меняется способом подращивания по мере возведения сооружаемого объекта.Кран башенный КБ-403 Предназначен для механизации, строительно-монтажных работ при возведении жилых и гражданских сооружений высотой до 16 этажей.Кран обеспечивает вертикальное и горизонтальное перемещение строительных материалов непосредственно к рабочему месту в любой точке строящегося здания.
Кран КБ-403 представляет собой самоходную полноповоротную машину на рельсовом ходу, снабженную многодвигательным электроприводом переменного тока.
Грузоподъемность максимальная 8 т. Вылет стрелы максимальный 30 м. Длина стрелы увеличена и посредством вставных секций меняется от 20 до 30 м.
Кран может работать и с наклонной стрелой, причем изменение вылета передвижением грузовой тележки сопровождается движением груза по траектории, близкой к горизонтальной.
КБ-403 - строительный передвижной полноповоротный кран массой 50,4 т с грузовым моментом 120 тем на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов. Предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой 41,0...54,7 м с массой монтируемых элементов до 8 т. С объекта на объект перевозится в собранном виде и монтируется собственными механизмами и с помощью автокрана.
Башенный кран КБ-403А предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54.7 м (до 9 этажей) с массой монтируемых элементов до 8 тонн. КБ-403Б является строительным передвижным полноповоротным краном на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов.Мобильный самомонтирующийся башенный кран КБ-405 предназначен для механизации подъемно-транспортных работ на строительстве жилых, гражданских и производственных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 тонн.Передвижной (на рельсовом ходу) полноповоротный (с поворотной башней) кран оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 8 тонн, перевозится в собранном виде на подкатных тележках.
Предназначен для работы в климатическом исполнении «У» категории I по ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 oС. Группа классификации (режима) - в соответствии с ИСО 4301/1 -А4.
Кран КБ-405 выпускается в 4 исполнениях: КБ-405.1 А, КБ-405.1А-01, КБ-405.1А-02, КБ-405.2А.
Башенные краны КБ-405.1 и КБ-405.2 предназначены для работы в I—III ветровых районах. При пониженной высоте башни их можно использовать в IV—VII ветровых районах, соблюдая особые условия согласно инструкции по эксплуатации. Кабина машиниста встроена в верхнюю часть башни.
Управление механизмами при монтаже и испытании производится с выносного пульта. Кран оборудован устройствами безопасности, к которым относятся ограничители грузоподъемности, высоты подъема крюка, изменения вылета, высоты подъема башни, поворота, передвижения, а также анемометр.
Конструкция кранов позволяет изменять вылет подъемом стрелы с грузом на крюке. Траектория движения груза близка к горизонтальной. Высота башни изменяется наращиванием снизу отдельными секциями. Допускается минимальный радиус кривизны по внутреннему рельсу 7 м.Кран башенный КБ-408 предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 72,7 м с массой монтируемых элементов до 10 тонн.КБ-408 является строительным передвижным полноповоротным краном на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов.
Башенный кран КБ-408 перевозится с объекта на объект в разобранном виде. КБ-408 монтируется собственными механизмами и с помощью автомобильного крана.
- Грузоподъемность 10 тонн
- Грузовой момент 160-200 тм
- Вылет стрелы крана 40 м
- Суммарная мощность эл.двигателей 123 кВт
- Глубина опускания 5 м
- Частота вращения башенного крана 0,65 об./мин
- База башенного крана 7,5 м
- Колея 7,5 м
- Высота подъема крюка 54,0-72,7 м
- Скорость подъема (опускания) груза 30-45 м/мин
- Скорость посадки груза 4,8 м/мин
- Скорость передвижения башенного крана 18 м/мин
- Передвижения грузовой тележки 30 м/мин
- Масса крана 63,5 т
- Масса противовеса 45 т
- Сейсмичность 1-6 баллов по СНиП II-7-81
-
Ветровой район (в зависимости от исполнения крана) I-V
Кран башенный КБ-503 грузоподъемностью 10 т является модификацией крана КБ-502 (КБк-250). Вылет стрелы, в зависимости от исполнения, от 35 до 45 м; максимальная высота подъема груза - 73 м.Кран имеет 3 исполнения: КБ-503.1, КБ-503.2 и КБ-503.3. Каждая трехколесная ходовая тележка способна воспринимать нагрузку в 90 т.
Монтаж крана осуществляется собственными механизмами и вспомогательным стреловым краном грузоподъемностью 16 т.
Характеристики башенного крана КБ-503:
- Грузоподъемность 10 тонн
- Грузовой момент 200 тм
- Вылет стрелы 7,5-45 м
- База 8 м
- Колея 7,5 м
Кран предназначен для использования в I-III ветровых районах, а при пониженной высоте башни его можно применять и в IV-VII ветровых районах. Стрела имеет три вставки, что дает возможность создавать четыре исполнения: основное, укороченное и два удлиненных.
Кран эксплуатируется с горизонтальной или наклонной стрелой. Наклон стрелы под углом 30o к горизонту предназначается для увеличения высоты подъема. По наклонной стреле может перемещаться грузовая тележка, груз в этом случае движется практически горизонтально.
Грузовая лебедка имеет привод от двигателя постоянного тока, преобразователь тока установлен на поворотной платформе. Скорость регулируется в диапазоне от 0,33 до 1,3 м/с. Механизм поворота включает предохранительную электромагнитную муфту для плавной работы, особенно при неустановившемся режиме. Тяговая лебедка имеет двухскоростной привод, что обеспечивает плавное движение грузовой тележки и хорошую наводку груза при монтаже сборных элементов. Монтажная лебедка снабжена барабаном с многослойной навивкой каната. Балласт на поворотной платформе обеспечивает устойчивость крана в рабочем положении.
В I-III ветровых районах кран закрепляется в нерабочем положении с помощью противоугонных захватов. Использование крана на полную высоту в IV-VII ветровых районах требует оборудования стояночной площадки и раскрепления башни.Башенный кран КБ-674- Максимальный грузовой момент - 300 тм
- Грузоподъемность максимальная - 12,5 т
- Грузоподъемность при максимальном вылете - 5,6 т
- Вылет максимальный - 50,5 м
- Вылет при максимальной грузоподъемности - 24 м
- Вылет минимальный 3,5 м
- Высота подъема максимальная 114 м
- Глубина опускания максимальная - 5 м
- Грузоподъемность спецподъемника - 0,16 т
- Высота подъема спецподъемника - 120 м
- База - 7,5 м
- Колея - 7,5 м
- Скорость подъема груза максимальной массы - 17,5 м/мин
- Скорость подъема крюковой подвески - 100 м/мин
Краны КБ-674 предназначены для производства работ на строительстве сборных и монолитных жилых, гражданских, промышленных и прочих зданий и сооружений с максимальной массой монтируемых элементов до 10 и высотой их подъема не более 160 м в I...V ветровых районах. Свободно стоящий кран можно эксплуатировать в ветровых районах с I по II, в III...V ветровых районах - со снижением высоты башни. Краны с верхним поворотом и вылетом стрелы до 50 м имеют несколько исполнений: передвижной на рельсовом ходу; стационарный приставной с основанием башни в монолитном фундаменте; стационарный свободностоящий и приставной с опорной рамой и балластом на ней. Конструктивно башня и стрела выполнены секционными, что позволяет собирать кран с разными вылетом и высотой башни. Наращивание башни производят сверху с помощью монтажной обоймы - крюковой подвески крана. Узлы крана перевозят на стандартных транспортных средствах в пределах габарита по шири 2,5 м. Применены оригинальные системы управления.Кран КБ-674 монтируют с помощью стрелового крана. Сначала на подкрановом пути устанавливают и закрепляют проволокой ходовые тележки (расположение приводных тележек диагональное), укладывают балластные плиты и над ними монтируют ходовую раму, соединяя ее болтами с балками.На секцию башни сверху устанавливают опорно-поворотное устройство, состоящее из неповоротной и поворотной рам, площадки и две кабины (машиниста и аппаратной), съемную лестницу. На поворотной раме крепят оголовок с анемометром и молниеприемником. Подкос фиксируют в рабочем положении, монтируют противовесную консоль. Оттяжку противовесной консоли крепят к оголовку башни. Стреловым краном поднимают конец консоли, освобождают и демонтируют подкос. Опускают консоль, натягивая оттяжку.
На земле выкладывают стрелу, размещая грузовую тележку в ее голове, запасовывают тяговый канат тележки. С помощью стрелового крана крепят пяту стрелы к поворотной раме, устанавливают оттяжку и монтажный подкос. Стрелу поднимают до тех пор, пока верхний конец оттяжки войдет в проушины оголовка башни. Этот конец закрепляют, опусканием стрелы натягивают оттяжку. Монтируют две тележки с противовесом и грузовую лебедку. Выполняют электромонтажные работы.
Проверяют работу грузовой лебедки, а также тяговых лебедок передвижения грузовой тележки и тележек противовеса здания. Затем устанавливают кабельный барабан, балласт и шкаф электрооборудования. К фланцам ходовой рамы крепят основание башни, монтируют лестницу, на основание башни устанавливают секцию башни в сборе. Затем освобождают оси балансирных балок, навешивают монтажную стойку, прижимая ее винтами к секции, регулируют положение роликов выдвижения башни.
В проушинах секций башни устанавливают нижнюю обойму монтажного полиспаста, запасовывают канат полиспаста, один конец его крепят к барабану монтажной лебедки, а второй — к секции башни. К крюковой подвеске подвешивают приспособление для заводки секций. Под стрелой устанавливают секцию с рамой шарниров.
Секции основания башни и самой башни расстыковывают. Монтажной лебедкой выдвигают верхнюю часть крана вместе с секцией. Ручной лебедкой секцию с рамой шарниров передвигают в проем башни и соединяют ее с секцией основания башни. Приподнимают башню, вынимают приспособление для заводки секций, а затем соединяют секции башни с рамой шарниров.
Подкосы крепления ходовой рамы монтируют с башней. Кран отводят в сторону, балластные плиты укладывают на ходовую раму. Кран вновь устанавливают на противоугонные захваты. Готовят промежуточную секцию башни для монтажа, который выполняют аналогично. Подъемник освобождают от креплений и опускают кабину вниз. Кран готов к эксплуатации с пониженной высотой башни.
Для увеличения высоты башни монтируют необходимое количество секций. После окончания работ монтажную стойку опускают вниз до посадки ее на упоры нижней секции башни.Башенный кран КБ-676- Показатели КБ – 676А
- Номинальный грузовой момент, тм - 400
- Вылет стрелы, м - 35 максимальный
- Вылет стрелы, м - 4 минимальный
- Вылет стрелы, м - 16 при максималной грузоподъёмности
- Грузоподъёмность, т - 10 при максимальном вылете
- Грузоподъёмность, т - 25 максимальная
- Высота подъёма, м - 82
- Ветровой район - I - IV
- Конструктивная масса, т - 135,7
- Общая масса, тн - 215,7
- Колея, м - 7,5
- База, м - 7,5
Башенный кран КБ-676 предназначены для производства работ на строительстве сборных и монолитных жилых, гражданских, промышленных и прочих зданий и сооружений с максимальной массой монтируемых элементов до 10 и высотой их подъема не более 160 м в I...V ветровых районах. Свободно стоящий кран можно эксплуатировать в ветровых районах с I по II, в III...V ветровых районах - со снижением высоты башни. Краны с верхним поворотом и вылетом стрелы до 50 м имеют несколько исполнений: передвижной на рельсовом ходу; стационарный приставной с основанием башни в монолитном фундаменте; стационарный свободностоящий и приставной с опорной рамой и балластом на ней. Конструктивно башня и стрела выполнены секционными, что позволяет собирать кран с разными вылетом и высотой башни. Наращивание башни производят сверху с помощью монтажной обоймы - крюковой подвески крана. Узлы крана перевозят на стандартных транспортных средствах в пределах габарита по шири 2,5 м. Применены оригинальные системы управления.Мобильный самомонтирующийся башенный кран КБМ-401П предназначен для механизации подъемно-транспортных работ при возведении гражданских и промышленных зданий и сооружений различной этажности с элементами строительных конструкций массой до 10 тонн.Передвижной (на рельсовом ходу) полноповоротный (с поворотной башней) башенный кран оснащен унифицированными механизмами, монтируется и демонтируется при помощи собственных механизмов и автокрана грузоподъемностью 8 тонн, перевозится в собранном виде на подкатных тележках. Балочная стрела может находиться в горизонтальном или в наклонном (под углом 30 градусов) положении.
Предназначен для работы в I-VI ветровых районах по ГОСТ 1451-77 и в климатическом исполнении «У» категории I по ГОСТ 15150-69 при температуре окружающего воздуха от -40 до +40 °С. Сейсмичность до 6 баллов включительно. Группа режима работы крана А4 по ИСО 4301/1-86.
Задний габарит - 4,2 м.
Масса плит противовеса - 50,05 тонн.
Исполнение крана КБМ-401П с балочной стрелойКран башенный КБ-603 предназначен для механизации строительства зданий и сооружений из объемных блоков общей высотой до 16 этажей. КБ-603 - специальный монтажный рельсовый башенный кран с балочной стрелой, поворотной башней и нижним противовесом. Увеличение высоты подвеса стрелы происходит за счет телескопирования башни с помощью грузовой лебедки.Телескопическая башня, состоящая из основания и выдвигаемой головки, которые в 1 исполнении имеют полную длину, может быть выдвинута в три положения, обеспечивающие высоту подъема крюка при горизонтальной стреле соответственно 29, 40 и 52 м.
Основание, и головка башни могут быть укорочены, каждая на 6м, за счет снятия соответствующих секций, тогда башня во 2 исполнении может быть выдвинута в два положения, обеспечивающие высоту подъема крюка при горизонтальной соответственно 23 и 40 мБашенный кран КБ-473 предназначен для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий, и сооружений повышенной этажности с массой монтируемых элементов до 8 тонн. КБ-473 - стационарный башенный кран с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой, снабженной грузовой тележкой. Высота свободностоящего крана 42,2 м при увеличении высоты кран крепится к зданию специальными связями. Монтаж крана осуществляется методом наращивания при помощи гидравлического монтажного устройства.Башенный кран КБ-474 предназначен для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий, и сооружений повышенной этажности с массой монтируемых элементов до 8 т. КБ-474 является строительным стационарным приставным крюковым электрическим краном с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой, снабженной грузовой тележкой. Высота свободностоящего крана 42 м. При увеличении высоты кран крепится к зданию специальными связями. Монтаж крана осуществляется методом наращивания при помощи гидравлического монтажного устройства.1. Технология монтажа башенных кранов.
1.1. конструкция башенных кранов.
Башенный кран представляет собой свободно стоящий стреловой поворотный кран, характеризующийся тем, что его стрела прикреплена к верху вертикальной колонны (башни).
Помимо стрелы и колонны, башенный кран имеет следующие основные части: опорную конструкцию, противовес, устройства для подъема груза и изменения вылета, опорно-поворотное устройство, ходовое устройство (для передвижных кранов).
Опорная конструкция, выполняемая в виде двухшарнирной П-образной рамы, называется порталом.
Несущая конструкция башенного крана, состоящая из стрелы и башни, имеет Г-образную форму, что обеспечивает наилучший охват прямоугольных сооружений и позволяет разместить кран в непосредственной близости от строящегося здания.
В отличие от всех других кранов башенные краны приходится часто переставлять с места на место, в связи с этим при выборе основных размеров приходится учитывать требования быстрого монтажа и перевозки.
Компоновка башенного крана определяется требованиями эксплуатации и монтажа. Расположение механизмов, электрооборудования и поста управления должны обеспечивать удобное обслуживание, возможность быстрого снятия любого узла для ремонта.
1.2. Способы монтажа.
Способ монтажа башенного крана оказывает существенное влияние на эксплуатационные показатели башенного крана: чем быстрее проводится монтаж, тем меньше непроизводительные затраты времени: кроме того, если при демонтаже кран приходится разбирать, то часто теряются мелкие детали и преждевременный износ узлов крана.
Известно много различных способов монтажа, каждый из них осуществляется наиболее удобно при определенных соотношениях между высотой башни и длиной стрелы. Если при монтаже используется стрелоподъемный полиспаст, то желательно выбрать такие размеры колонны и стрелы, чтобы усилия в нем при проведении монтажных операций были такими же или несколько большими, чем во время работы крана. Выбор способа монтажа зависит также от длительности стоянки крана на одном месте и условий его установки.
Чем чаще кран перевозится с места на место, тем меньше времени и труда должно затрачиваться на его демонтаж, монтаж и перевозку. Наиболее быстро можно выполнять переброску кранов такой конструкции, которая допускает их складывание без разборки. Однако не всегда на строительной площадке имеется достаточно места для выполнения этой операции и приходится пользоваться другими способами демонтажа.
Наименьшая сборочная площадка требуется для монтажа крана при помощи специальной стационарной мачты. Этот способ монтажа, являющийся одним из наиболее старых, пригоден для кранов любых типов. Отдельные части крановых конструкций ставятся одна за другой в необходимой последовательности.
В тех случаях, когда местные условия не позволяют разместить мачту, монтаж выполняют с помощью легкого ползучего крана, по типу тех, что применяются на строительстве радиомачт.
Наращивание при помощи монтажной мачты, устанавливаемой на земле рядом с собираемым краном, или при помощи ползучего крана связано с большой затратой труда, причем все работы ведутся на высоте в неудобных условиях и требуют применения специальных механизмов и приспособлений. Высота монтажной мачты должна быть несколько больше высоты башни крана, поэтому для ее установки требуются дополнительные вспомогательные средства.
Ползучий кран значительно дешевле монтажной мачты, но существенный его недостаток заключается в необходимости частой перестановки по высоте, отнимающей много времени. Развитие способа монтажа идет по пути максимального использования в качестве подъемных средств механизмов и конструкций крана и предельного сокращения верхолазных работ.
При этом наметилось два основных направления. Первое из них предусматривает сборку крана минимальной высоты с последующим подращиванием колонны снизу или наращиванием сверху; второе заключается в наибольшем укрупнении элементов крана на земле в горизонтальном положении с последующим переводом их в рабочее положение.
Разработаны и применяются также комбинированные способы монтажа.
Для легких кранов с малым грузовым моментом и большой высотой способ подращивания дает возможность достаточно легко и просто смонтировать кран, используя его грузовую лебедку, т.е. без помощи вспомогательных механизмов.
Кран с грузовой тележкой, которая может подходить близко к колонне, можно смонтировать вначале на малую высоту, а затем постепенно наращивать колонну сверху, собирая ее из отдельных плоских ферм либо поднимая по две фермы одновременно. При боковом расположении верхней части телескопической колонны такой способ наращивания весьма удобен, так как позволяет ставить сразу целые секции, не разбирая их на фермы.
Однако во время работы крана колонна дополнительно нагружается значительным изгибающим моментом. Этого можно избежать, смещая подвижную часть крана после наращивания колонны на ее ось,.
Если подвижную часть крана присоединить к обойме, охватывающей колонну, то последнюю можно наращивать, как показано на рис.1, г и д, вставляя секции колонны внутрь обоймы или устанавливая их сверху.
Наращивать колонну сверху можно также, поднимая стрелу в положение, близкое к вертикальному. Если крюк подвешен к концу стрелы, то для подъема секции колонны его отводят к оси последней. В кране с грузовой тележкой это осуществляется без затруднений.
В кранах с наращиваемой сверху колонной подвижная часть поднимается по колонне при помощи винтовых или гидравлических домкратов.
Наращивание колонны крана сверху неизбежно связано с работой монтажников на большой высоте. Поэтому чаще применяют способ монтажа подращиванием снизу. При этом отдельные секции подносятся к крану, и колонна выдвигается при помощи его грузовой лебедки.
Для тяжелых кранов приходится применять специальные лебедки и полиспасты, размещаемые в опорной части крана. В тех случаях, когда высота заделки колонны недостаточна для размещения подъемного полиспаста, можно использовать стрелу крана, поставив ее на опорную часть. Подобным способом монтировались 40-тонные краны.
Было предложено использовать портал в качестве подъемного средства. Для этого его стойки шарнирно присоединяются к обойме, сквозь которую проходит выдвигаемая секция башни. Стягивая стойки портала, поднимают секцию в верхнее положение, затем подводят под нее следующую секцию, после чего опускают обойму, раздвигая стойки портала, и цикл повторяют. Это способ монтажа удобен тем, что устраняет лишние перестановки элементов крана и позволяет также удобно монтировать высокий портал, обходясь без вспомогательных кранов большой грузоподъемности.
Подращивание колонн снизу обычно осуществляется при помощи канатных полиспастов, которые при большом весе колонны получаются достаточно громоздкими, а сам процесс подращивания вызывает большие затраты времени. Их можно сократить, применив гидравлическое рычажное устройство.
Секции колонн тяжелых кранов из-за большого веса приходится подавать под опорную часть при помощи специальных подъемных средств. Если кран имеет грузовую тележку, ее можно легко использовать для подачи секций к порталу крана.
Путем наращивания или подращивания можно монтировать краны любой конструкции при любых соотношениях между высотой колонны и длиной стрелы. При этом все же выгоднее иметь, возможно, меньший вылет.
Иначе обстоит дело при применении других способов монтажа, предусматривающих подъем колонны и стрелы целиком из горизонтального положения.
Наиболее распространенным из этих способов является использование стрелы в качестве мачты для подъема колонны. Предварительно монтируют опорную часть и рядом с ней в горизонтальном положении собирают колонну, которую затем присоединяют к опорной части. Сборку осуществляют вспомогательным козловым или автомобильным краном, которым разгружают автомашины и укладывают все элементы крана по оси пути. Далее осуществляют запасовку монтажного полиспаста, соединяющего стрелу с башней, и подъем при его помощи стрелы. Конец полиспаста заводят на грузовую лебедку крана, находящуюся внутри колонны. Для управления лебедкой при монтаже применяют выносной пульт с дополнительным контроллером и комплектом сопротивлений.
Поднятую стрелу укрепляют оттяжкой, идущей к временному якорю, т. е. к металлической раме с уложенным на ней балластом крана, который после окончания монтажа укладывают на место. После этого поднимают колонну. Во избежание удара ее несколько не доводят до вертикального положения. При посадке колонны под нее подкладывают бревно или шпалу. Далее при помощи грузовой лебедки поочередно поднимают консоль противовеса и стрелу.
При использовании стрелы для подъема колонны желательно, чтобы ее длина составляла не менее 70% высоты колонны (считая от низа до опорного шарнира стрелы). При этом условии стрела, рассчитанная на нормальные рабочие нагрузки, обычно выдерживает усилия, возникающие при подъеме колонны.
Если по условиям работы соблюсти указанное соотношение невозможно, например, в кранах с грузовыми тележками, обслуживающими строительство жилых зданий в 10 -14 этажей, применяют комбинированный способ, в котором сочетается подращивание колонны с подъемом ее целиком при помощи стрелы, как монтажной мачты. В этом случае колонна крана выполняется телескопической. Вначале нижнюю часть колонны со вдвинутой в нее верхней частью собирают на земле. Затем при помощи стрелы ее ставят в вертикальное положение, после чего, подвесив стрелу на место, подращивают верхнюю выдвижную часть колонны до требуемой высоты. Такое использование стрелы устраняет необходимость во вспомогательных средствах для подъема и значительно сокращает число монтажных соединений, выполняемых такелажниками на большой высоте.
Подъем колонны по этому способу весьма прост и безопасен, но не лишен недостатков, заключающихся в необходимости укладывать якорь, дважды поднимать стрелу и перепасовывать канаты. Кроме того, при этом требуется большое количество монтажных канатов.
Если стрелу и консоль противовеса присоединить к колонне на земле и поднимать одновременно с ней, что возможно при наличии специальной монтажной мачты, обладающей большей прочностью, нежели стрела, то все эти операции существенно упрощаются. Применение таких мачт может быть рационально в крупных хозяйствах, где имеются десятки кранов.
Недостатки описанной схемы монтажа могут быть устранены также при использовании в качестве монтажной стойки не стрелы, а в нижней части башни, подобно тому, как это делается при установке буровых вышек.
При этой схеме длина стрелы должна быть равна или несколько больше высоты колонны.
Этот способ монтажа представляет собой шаг вперед, так как стрелу поднимают одновременно с башней, с которой та соединена постоянным шарниром. Но его можно было применять только для кранов с неповоротной колонной малых размеров, так как при высокой колонне нагрузка на монтажный полиспаст оказывается слишком большой, что вызывает необходимость усиления опорной двуноги и догрузки основания крана значительным дополнительным балластом.
Способы монтажа, основанные на соединении стрелы и колонны на земле перед подъемом, нашли широкое применение лишь после перехода к кранам с поворотной колонной новой конструкции, т.е. с нижним расположением всех механизмов и противовеса. Это позволило снизить вес башни и перейти к ее подъему вместе со стрелой при помощи лебедок крана, мощность которых недостаточна для подъема башен, несущих механизмы, расположенные наверху или в середине.
Монтаж кранов с поворотной колонной осуществляется двумя способами: подъемом колонны и стрелы стягиванием; одновременным подъемом колонны и стрелы полиспастом.
При стягивании колонну и стрелу укладывают по одной линии. Колонну одним концом шарнирно присоединяют к ее опорной части, укрепленной на ходовой тележке крана, а другим кладут на подставку. Затем к ее верхнему концу присоединяют стрелу (рис.3). Стрелы большой длины обычно изготовляют из двух или нескольких частей; при этом для снижения высоты подставки к колонне можно присоединить хвостовую часть стрелы, а к последней - головную часть. Осуществляется это краном, приподнимающим узел соединения колонны со стрелой на высоту, необходимую для стыкования обеих частей стрелы, а затем несколько выше, в положение III, из которого дальнейший подъем производится стягиванием. Если длина стрелы равна расстоянию от уровня земли до верха колонны или превышает его, то стягиванием можно довести колонну до вертикального положения. В момент, когда колонна оказывается в положении, при котором узел соединения ее со стрелой находится на одной вертикали с монтажным шарниром колонны, конец стрелы необходимо удерживать оттяжкой, иначе вся система начнет двигаться самопроизвольно и колонна станет на место с ударом.
У кранов легкого и среднего типа с грузовым моментом до 40тм для стягивания проще всего применить грузовой канат в виде полиспаста с необходимым числом ветвей. Однако при этом ветвь каната, идущая на лебедку, обходит стрелу и колонну и создает дополнительное усилие, препятствующее стягиванию. Чтобы избежать этого, был применен специальный канат, ветвь которого, идущую на лебедку, пропускали не сверху, а снизу через отводной блок, как показано на рисунках 3 и 4.
При большой высоте опорной части крана и недостаточной длине стрелы одним стягиванием привести колонну в вертикальное положение нельзя. В этом случае для окончательного подъема приходится пользоваться стреловым полиспастом. При этом крюк крана крепится к монтажному шарниру колонны, а конец стрелы удерживается оттяжкой (положение IV на рис.3). Натягивая стреловой полиспаст, поднимают одновременно стрелу и колонну с сохранением постоянного угла между ними. Натягивание полиспаста прекращается в момент, когда результирующая сил, действующих на колонну, начинает выходить за монтажный шарнир (положение IV). После этого можно привести колонну в вертикальное положение, отпуская постепенно оттяжку.
Недостатком описанного способа при малой длине стрелы является то, что в последний момент вся система колонна - стрела повисает в воздухе и малейшее упущение может привести к падению. Устранить этот недостаток можно, наращивая стрелу временной надставкой такой длины, чтобы она своим концом все время касалась земли. Иногда портал крана выполняют разборным, чтобы пропустить колонну целиком, как показано на рисунке 4, что существенно облегчает стягивание.
Таким образом, при монтаже способом стягивания желательно, чтобы длина стрелы (или стрелы вместе с надставкой) несколько превышала расстояние от уровня земли до верха колонны.
Преимущества рассмотренного способа: кран собирают полностью на земле с запасовкой всех канатов до начала подъема; устраняется необходимость в якорях. Последнее обстоятельство весьма важно, так как зачастую плохо закрепленный якорь служит причиной аварии.
Недостатки способа: сравнительно большая длина площадки (суммарная длина колонны и стрелы), необходимой для раскладки крана перед подъемом; необходимость во вспомогательном кране для стыковки стрелы и колонны. Этих недостатков лишен способ монтажа башенных кранов с поворотной колонной, основанный на одновременном подъеме колонны и стрелы стреловым полиспастом.
На рисунке 5 показаны типичные схемы монтажа по этому способу: для кранов с ферменной стрелой. Для того чтобы нагрузка на стреловой полиспаст при монтаже не превосходила рабочей нагрузки крана, необходимо, чтобы момент от веса колонны в ее горизонтальном положении был не более грузового момента; если это неосуществимо, следует высоту опорной стойки выбрать достаточно большой.
Выбор башенного крана. Как собирают и разбирают башенные краны - Башенный кран КБ-403